Описание технического решения для применения в интеллектуальных транспортных системах
Интеллектуальные транспортные системы — это гармонизированная система, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
Определение требований к архитектуре интеллектуальных транспортных систем позволяет обеспечивать их построение в соответствии с реальными потребностями пользователей ИТС, снизить капитальные затраты и повысить эффективность системы в целом, определить оптимальный набор необходимых решений для первоначального внедрения и разработать план последующего развития или модернизации системы.
Этот тип оборудования, произведенный в ООО «ЛИС», имеет статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, утвержденного Приказом Минпромторга РФ №52 2022 года.
Состав системы
Система LBX-R-59 включает абонентское оборудование, сети радиодоступа и ядро сети.
Система предусматривает организацию опорной сети передачи данных (LAN) c применением соответствующих агрегирующих коммутаторов уровня L2+, L3 и коммутаторов доступа.
Сеть радиодоступа образуют придорожные устройства LBX-RSU-59 (базовая станция), которые подключаются к ядру сети через сеть доступа с использованием организованных проводных или радиоканалов требуемой пропускной способности.
В качестве абонентского устройства, используется мобильное устройство LBX-ОВU-59 (бортовая станция), которое монтируется на транспортные средства.
Ядро сети образуют система коммутации и сопряжения (контроллеры придорожных устройств, коммутаторы, маршрутизаторы, сетевые шлюзы, устройства сопряжения с сетью IMS), система управления и мониторинга NMS (серверы SNMP, OMA), система обеспечения безопасности сети (серверы авторизации, аутентификации и учета, серверы управления политиками сети, устройства анализа и фильтрации трафика), система предоставления мультисервисных услуг связи (DHCP, DNS).
Все представленное оборудование разработано и изготовлено в России и соответствует требованиям статуса ТОРП.
Придорожные устройства LBX-RSU-59
Придорожное устройство LBX-RSU-59 обеспечивает связь между транспортной инфраструктурой и транспортными средствами, другими мобильными устройствами путем обмена данными через DSRC в соответствии с стандартами, включая, но не ограничиваясь ими (IEEE 802.11/802.11p, IEEE 1609.x, ETSI ITS-G5).
LBX-RSU-59 может быть интегрировано в сеть Интернет для обеспечения удаленного управления и предоставления мобильным пользователям услуг информационных приложений (мультимедиа), предоставляемых поставщиками услуг. LBX-RSU-59 также могут быть объединены с местными системами управления дорожным движением для предоставления услуг по управлению дорожным движением транспортным средствам (общественный транспорт, спецтехника) и другим мобильным устройствам.
Придорожное устройство LBX-RSU-59 поддерживает функции маршрутизации, передачи, приёма и обработки потоков данных, идущих от телекоммуникационного центра (серверное оборудования ядра сети) к БО, а также выполняет функции шлюза для подключения периферийного БО к серверному оборудованию ядра сети для обеспечения радиосвязи DSRC.
Разработана и освоено производство модификация LBX-RSU-59 с функцией точки доступа технологии Wi-Fi 6 (Стандарты IEEE 802.11ac/ax).
Бортовое оборудование LBX-OBU-59
Бортовое оборудование LBX-OBU-59 относится к радиоэлектронным средствам (РЭС) ИТС, устанавливается внутри транспортного средства и осуществляет обмен (передачу, прием, ретрансляцию) сообщениями с другим бортовым или придорожным оборудованием посредством радиосвязи DSRC или других средств связи LTE, 5G, Wi-Fi. LBX-OBU-59 поддерживает функции маршрутизации, передачи, приёма и обработки потоков данных, идущих от телекоммуникационного центра (серверное оборудования ядра сети) к БТО, а также выполняет функции шлюза для подключения периферийного БТО к серверному оборудованию ядра сети для обеспечения радиосвязи DSRC.
В зависимости от модификации LBX-OBU-59 производится в составе основных функциональных элементов:
Модуль радиоканала DSRC – радиоэлектронное устройство с установленным специальным программным обеспечением, которое обеспечивает реализацию стандарта DSRC (IEEE 802.11p) и выступает в качестве связующего звена между оборудованием DSRC.
Модуль приемника сигналов ГНСС – радиоприемное устройство для определения географических координат текущего местоположения антенны приёмника.
Модули связи – электронное устройство, предназначенное для организации связи с оборудованием сетей LTE, 5G NR, Wi-Fi 5/6 для осуществления обмена информацией с другими элементами системы и внешними инфокоммуникационными сетями.
Модуль сервисов транспортного средства (МС ТС) – электронное устройство, предназначенное для взаимодействия с электронными системами транспортного средства с помощью интерфейсов LIN, CAN, FlexRay, MOST/Ethernet.
Модуль водителя – электронное устройство с установленным специальным программным обеспечением, предназначенное для обработки информации от других элементов системы и отображения ее водителю транспортного средства. В качестве модуля водителя может использоваться планшет с ПО «Эмулятор интерфейса водителя «HMI». Эмулятор представляет из себя мобильное приложение для ОС Android.
Антенны DSRC, ГНСС, LTE, 5G, Wi-Fi – устройство, предназначенное для излучения или приема сигналов связи от другого оборудования DSRC, приема сигналов ГНСС, излучения или приема сигналов связи с оборудования сетей LTE, 5G, Wi-Fi.
Модуль расширения (дополнительная опция) для подключения датчиков температуры, влажности, давления и др.