1. Общие сведения
Оборудование LBX-R технологии DSRC-R изготовления ООО «Лаборатория Инфокоммуникационных Сетей» реализует технологическую систему радиосвязи технологии DSRC в соответствии со стандартами ETSI ITS-G5 [1, 2] в выделенных для использования полосах радиочастот в диапазоне 5,9 ГГц и WiFi в соответствии с рекомендациями WiFi Alliance [3] в выделенных для использования полосах радиочастот в диапазоне 5,0 – 7,0 ГГц.
Области применения:
- предоставление сервисов обмена информацией всем участникам дорожного движения (ДД) в интеллектуальных транспортных системах (ИТС) для обеспечения безопасности движения на основе технологий DSRC и WiFi (инструмент достижения «нулевой смертности»);
- предоставление высокоскоростных телекоммуникационных сервисов и услуг в выделенных и технологических сети связи в составе ИТС за счет технологий WiFi;
- предоставление сервисов цифровой транспортной инфраструктуры (ЦТИ) беспилотным транспортным средствам (БТС) в составе Федеральной сети транспортной телематики (ФСТТ) для решения задач информационного обмена в федеральном масштабе;
- подключение беспилотного транспорта к информационным ресурсам единой информационной телекоммуникационной среды (ЕИТС) управления движением БТС;
- предоставление сервисов информирования целевых участников использования БТС об условиях движения и состоянии всех систем БТС, включая полезную нагрузку.
Оборудование LBX-R реализует базовые и расширенные функции ИТС:
- функция обмена информацией о режимах движения с целью безопасности дорожного движения, в том числе пассажирских перевозок;
- функция обмена информацией для повышения эффективности транспортной логистики и контроля транспортных средств (расход топлива, маршрут движения и т.п.);
- функция подключения пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов к надежной и гарантированной связи;
- функция подключения БТС (Autonomous Car, Connected Car) к надежной и гарантированной связи;
- функции IoT (Интернет вещей) на автомобильных дорогах различного назначения (федеральные трассы, региональные трассы и т.п.) в том числе:
- организация передачи телеметрической информации (например, измерение температуры, влажности, давления воздуха на участках автомобильных дорог);
- организация удаленного управления устройствами (например, включение/выключение освещения, открытие/закрытие шлагбаумов).
- функция реализации услуг связи пользователям автомобильных дорог в том числе:
- беспроводный доступ в сеть передачи данных, в том числе к ресурсам «Интернет»;
- обмен информацией (голос, видео, данные) между участниками ДД;
- доступ к информационно-развлекательным ресурсам локальной сети передачи данных.
Ключевые особенности системы
- Организация связи в сетях с быстроизменяющейся топологией за счет построения динамичной mesh-сети между оборудованием, размещаемым на транспортных средствах, на объектах придорожной инфраструктуры.
- Применение маршрутизации, основанной на использовании навигационной информации, получаемой от приемников глобальных навигационных систем ГЛОНАСС/GPS.
- Реализация протоколов архитектуры DSRC/CALM/ITSC [4] для обеспечения функционирования приложений интеллектуальных транспортных систем (приложений V2V и V2I).
- Организация непрерывной зоны покрытия участка автомобильной дороги.
- Обеспечение мобильности транспортных средств, движущихся со скоростями более 120 км/ч.
- Передача мультисервисных данных (видео, голос, данные) на базе технологии DSRC IEEE 802.11ax [3] с реализацией QoS (требуемого качества обслуживания).
- Организация сети со скоростью передачи данных не менее 150 Мбит/с на точку доступа 802.11ax.
- Реализация автомобильной самоорганизующейся сети VANET (Vehicular Ad Hoc Network), узлы которой представлены самими транспортными средствами с установленными специализированными модулями связи.
- Повышение надежности доставки сообщений, обеспечивающих безопасность дорожного движения, за счет параллельной передачи сообщений v2x (CAM, DENM и т.д.), на базе двух технологий DSRC IEEE 802.11р и 802.11ax.
- Доставка сообщений всем участникам ДД в том числе пешеходам, мотоциклистам, велосипедистам посредством зеркальной передачи сообщений через сеть 802.11ax.
Классы задач и сервисов системы LBX-R
Целевые задачи системы LBX-R включают в себя следующие классы:
- Коммуникация между придорожными станциями и/или абонентскими станциями в соответствии с одним (DSRC) или двумя стандартами (DSRC и Wi‑Fi 6) радиосвязи;
- Подключение абонентов на основе базы данных;
- Управление и настройка придорожных станций;
- Сбор статистики: информация об устройствах и их параметрах (скорости движения и т.д.);
- Анализ характеристик качества функционирования сети на основе расчета метрик работы оборудования и построения базы данных с визуализацией результатов аналитических расчетов.
Система LBX-R предоставляет сервисные услуги [7], основными из которых являются:
- мультисервисные услуги связи (DHCP, DNS);
- сбор и отображение информации о местоположении абонентов;
- передача различной информации водителям транспортных средств: информации о пробках, ДТП, погоде и т.д.;
- ГИС, обеспечивающая картографической информацией (высокоточными картами местности), а также информацией о дорожных знаках водителей транспортных средств;
- сервис взаимодействия придорожных устройств с контроллерами светофоров для информирования водителей транспортных средств о фазах светофора, о рекомендуемых скоростях движения для безостановочного движения транспортного средства на разрешающий сигнал светофора, о возможном нарушении правил дорожного движения (выезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скоростного режима и т.д.), обеспечения приоритетного проезда транспортных средств;
- сервис сбора телеметрической информации о техническом состоянии автомобилей и о действиях водителя при возникновении неисправностей и поломок автомобиля;
- мультимедийные сервисы (передача голоса, видео, текстовых сообщений и т.д.).
2. Состав, архитектура и характеристики системы LBX-R
- сеть придорожных станций (приемо-передающих стационарных модулей, ППСМ) LBX-RSU;
- бортовое абонентское оборудование LBX-OBU;
- аппаратно-программный комплекс (АПК) Ядро сети ИТС;
- АПК Сервисное ядро ИТС;
- анализатор сети ИТС.
Этот тип оборудования, произведенный в ООО «ЛИС», имеет статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, утвержденного Приказом Минпромторга РФ № 6271 от 27 декабря 2024 года.
Примечание: Следует отметить, что система может работать и в упрощенном варианте, с поддержкой только одного радиоинтерфейса DSRC – 802.11p [5,8]. В этом случае представленный состав системы может быть сокращен, а также могут использоваться упрощенные варианты изготовления придорожных и бортовых устройств. Однако при этом ряд функций, требующих высокой пропускной способности беспроводного канала связи, будет недоступен.
Система предусматривает организацию опорной сети передачи данных (LAN) c применением соответствующих агрегирующих коммутаторов уровня L2+, L3 и коммутаторов доступа. Обобщенная структура системы LBX-R показана на рисунке 1.

Основными компонентами физической архитектуры ИТС (инструментальной подсистемой) являются коммуникационные станции (ИТС-С).
Они выполняют две задачи:
- вляются узлами составной сети, работая как инициаторы или приемники соединений;
- являются транзитными узлами, поскольку сеть ИТС может работать в режиме ad-hoc.
Сеть радиодоступа образуют базовые станции LBX-RSU (придорожное устройство), которые подключаются к ядру сети через сеть доступа с использованием организованных проводных или радиоканалов требуемой пропускной способности.
В качестве абонентского устройства, используется мобильное устройство LBX-ОВU (бортовая станция), которое монтируется на транспортные средства.
LBX-RSU/OBU соответствуют функциональной структуре станций ИТС (ETSI EN 302 636-3) и состоят из функциональных элементов, взаимодействующих друг с другом через внутреннюю сеть, как это показано на рисунке 2.

ИТС-С шлюз обеспечивает взаимодействие (решает задачу конвертации) протоколов различных протокольных стеков на уровнях модели OSI с 5-го по 7-ой.
ИТС-С хосты реализуют минимально необходимую функциональность для поддержки работоспособности базовых приложений.
ИТС-С маршрутизаторы обеспечивают функционал кросс-протокольного взаимодействия на третьем уровне модели OSI. Причем один из протоколов взаимодействия принадлежит стандартному стеку станции ИТС.
По аналогии с маршрутизаторами, граничные маршрутизаторы реализуют функции кросс-протокольного взаимодействия на третьем уровне модели OSI. Однако их ключевым отличием является обеспечение взаимодействия с внешними сетями, которые могут использовать, отличные от стандартных для ИТС-С механизмы управляющих взаимодействий и безопасности.
В OBU для организации внешнего взаимодействия могут использоваться самостоятельные, не специфичные для ИТС, системы связи, такие как GPRS, UMTS, LTE. В этом случае, с точки зрения ИТС, соединение устанавливается в виде прозрачного логического туннеля, используя сторонние системы в качестве среды для транзита собственных данных.
Уровень управления ITS-G5 задействует все уровни сетевой модели OSI и обеспечивает следующую функциональность: управление сетью, управление службами связи, управление приложениями, управление станцией, управление контролем перегрузок, управление системой защиты, обеспечение связи между блоками управления, наличие общей информационной базы управления (MIB).
Уровень безопасности ITS-G5 задействует все уровни сетевой модели OSI и обеспечивает следующую функциональность: межсетевой экран и управление вторжениями, проверку подлинности, авторизацию и управление профилем, идентификацию и управление сертификатами, наличие общей информационной базы безопасности (англ. – Security information Base, сокр. SiB), наличие аппаратных модулей безопасности (англ. – Hardware Security Module, сокр. HSM). Подробно уровень безопасности описывается в стандарте TS 102 940 [7].
Оборудование LBX-RSU/OBU соответствует эталонной архитектуре ИТС-С в рамках стека протоколов ETSI ITS G5 (ETSI EN 302 665) и обеспечивает базовые сервисы ITS-G5 [6].
Сервис CA (Cooperative Awareness – Совместная осведомленность) – устройства ИТС инфраструктуры могут передавать CAM и предоставлять CA сервис, как определено в ETSI EN 302 637-2.
Сервис DEN (Decentralized Environmental Notification, сервис децентрализованных уведомлений об окружающей среде) – устройства ITS инфраструктуры способны передавать и принимать децентрализованные уведомления об окружающей среде DEN и предоставлять сервис DEN, как определено в ETSI EN 302 637-3.
Сервис TLM (Traffic Light Maneuver) используется для управления генерацией, передачей и приемом сообщений SPATEM (Signal Phase And Timing Extended Message). Сервис TLM включает информацию, связанную с безопасностью, для поддержки участников дорожного движения (транспортных средств, пешеходов и т. д.) для выполнения безопасных маневров в зоне перекрестка. Сервис TLM информирует в режиме реального времени о рабочих состояниях контроллера светофора, текущем состоянии сигнала, остаточном времени состояния до перехода в следующее состояние, разрешенных маневрах и предоставляет помощь при пересечении перекрестков (ETSI TS 103 301).
Сервис RLT (Road and Lane Topology) – используется для управления генерацией, передачей и приемом цифровой топологической карты, которая определяет топологию дорож-ной инфраструктуры согласно ETSI TS 103 301. Она включает топологию полос, например, для транспортных средств, велосипедов, парковок, общественного транспорта и путей для пешеходных переходов, разрешенных маневров в пределах перекрестка или сегмента дороги.
Сервис IVI (Infrastructure to Vehicle Information service) используется для управления генерацией, передачей и приемом сообщений IVIM (ETSI TS 103 301). Сообщения IVIM содержат информацию об обязательных и рекомендательных дорожных знаках (например, ограничения скорости, предупреждения о дорожных работах и т.п.). IVIM предоставляет информацию как о физических дорожных знаках, так и о виртуальных знаках, создаваемых на цифровых картах местности в ИТС.
Сервис TLC (Traffic Light Control) используется для генерации и передачи сообщений SREM и сообщений SSEM (ETSI TS 103 301). Сервис TLC поддерживает приоритезацию движения общественного транспорта, транспортных средств экстренных служб и специальных транспортных средств. Запрос на приоритетный проезд осуществляется с помощью сообщений SREM, а подтверждение приоритетного проезда с помощью сообщений SSEM.
Сервис GPC (GPC – GNSS Position Correcting) использует сообщение с корректирующей информацией о положении для GNSS (передача RTCM поправок). Он непрерывно передает в режиме реального времени корректирующей информацию, необходимую для обеспечения высокоточного позиционирования окружающих его транспортных средств, согласно ETSI TS 103 301. Цель состоит в том, чтобы обеспечить у всех участников дорожного движения работу ГНСС приемников в режиме RTK для безопасного выполнения маневров с использованием высокоточного позиционирования.
На основе базовых сервисов оборудование LBX-RSU/OBU реализует ряд приложений V2X, согласно нормативным документам ETSI [9-11] (таблица 1).

Ядро сети ИТС системы LBX-R представляет собой АПК для создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность реализации широкого диапазона мультисервисных услуг для операторов выделенных, технологических сетей связи. АПК Ядра сети ИТС – интегрированная система, включающая:
- серверное оборудование (серверы, коммутаторы, маршрутизаторы, сетевые шлюзы, устройства сопряжения с сетью IMS);
- комплект СПО, включающий систему управления и мониторинга, систему обеспечения безопасности передачи данных (серверы авторизации, аутентификации и учета (серверы AAA), серверы управления политиками сети); систему предоставления мультисервисных услуг связи (DHCP, DNS, SIP), СПО конфигурации элементов Ядра сети ИТС, контроллер радиосети.
Функциональная архитектурная схема АПК Ядра сети ИТС представлена на рисунке 3.
Наличие устройств сопряжения с IMS, обеспечивает простоту интеграции с элементами ССОП, существующими сетями технологической связи, возможность реализовывать широкий набор приложений, отвечающих потребностям пользователя.

АПК Ядра сети ИТС управляет всеми компонентами системы LBX-R, включая придорожные устройства LBX-RSU, а также взаимодействует с бортовыми устройствами LBX-OBU.
АПК Ядра сети ИТС обеспечивает управление предоставлением голосовой связи и передачи данных между абонентами, находящихся в зонах покрытия сетей доступа, и внешними пользователями (абоненты ТФОП, пользователи Интернет, сотрудники компании грузо- или пассажироперевозок и т.п.).
Аппаратная часть Ядра сети ИТС состоит из нескольких серверных блоков. Количество серверных блоков и их соединение зависит от функциональности Ядра сети ИТС, ёмкости абонентских устройств и принятых решений по резервированию.
При этом Ядро сети ИТС обеспечивает следующие функциональные характеристики:
- управление элементами сети связи;
- управление потоками данных;
- учёт сетевых ресурсов;
- обеспечение каналов связи для реализации мультисервисных услуг;
- мониторинг состояния элементов сети связи;
- обеспечение безопасности передачи данных;
- сопряжение с другими сетями связи;
- ведение базы данных, в том числе с учетом идентификационных номеров абонентских терминалов – АПК бортового оборудования (БО);
- оперативное управление конфигурацией оборудования сети;
- оперативное управление частотным ресурсом и трафиком;
- оценка технического состояния оборудования сети;
- организацию технического обслуживания оборудования;
- обеспечение доступа к услугам сети связи и приоритезации их предоставления.
Для повышения надёжности сети беспроводного доступа Ядро сети ИТС позволяет реализовать двойное резервирование придорожных устройств и коммутационного оборудования.
АПК Сервисное ядро ИТС системы LBX-R реализует базовый набор сервисов ИТС, мониторинг состояния элементов сети ИТС и мониторинг обменом информации между элементами сети ИТС, а также взаимодействием с внешними ИТС (например, АСУДД), в целях повышения безопасности и эффективности дорожного движения.
АПК Сервисное ядро ИТС состоит из аппаратной части – сервера, обеспечивающего вычислительные мощности, и трех основных компонентов СПО:
- СПО Ядро сети V2X;
- СПО создания и редактирования специализированных слоев дорожной инфраструктуры цифровых карт местности;
- СПО информационно-аналитической обработки данных.
По своему составу и основным функциональным возможностям АПК Сервисное ядро ИТС соответствует элементу IEEE DSRC RMA или ETSI Central ITS Station (ETSI EN 302 665).
ETSI Central ITS Station (ETSI EN 302 665) предусматривает реализацию функций нескольких сетевых элементов (рисунок 4):
- ИТС-С шлюза;
- ИТС-С хоста;
- ИТС-С пограничного маршрутизатора.

ETSI Central ITS Station подключается к различным компонентам транспортного средства (контроллерам, детекторами, видеокамерам и т.п.).
Внутренняя структура сетевых элементов формируется на основе эталонных архитектур ETSI ITS-C и OSI.
АПК Сервисное ядро ИТС является автономным элементом и может использоваться без АПК Ядро сети ИТС совместно с сетью придорожных станций LBX-RSU и абонентских станций LBX-OBU для реализации ИТС, в том числе и с использованием уже имеющейся инфраструктуры (опорной сети передачи данных). На рисунке 5 приведен типовой вариант применения LBX-R в локальном проекте ИТС (Эксплуатация дороги). Информация о пользовательских сервисах ИТС передается на RSU с использованием подсистемы взаимодействия АПК Сервисного ядра ИТС с RSU и каналов связи (сеть передачи данных, LAN). На рисунке показаны основные функциональные уровни элементов системы LBX-R и АСУДД.

3. Характеристики оборудования системы
3.1. Оборудование RSU и OBU
Оборудование RSU и OBU является основой системы стандарта DSRC и обеспечивают ее базовый функционал. Оборудование RSU и OBU разработано и производится ООО «ЛИС» и включено в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ: Приказ Минпромторга России №6271 от 27.12.2024 г.
3.1.1. Придорожное устройство LBX-RSU (приемо-передающий стационарный модуль)
Придорожное устройство LBX-RSU или приемо-передающий стационарный модуль (ППСМ) обеспечивает связь между транспортной инфраструктурой и транспортными средствами, другими мобильными устройствами путем обмена данными через DSRC в соответствии с стандартами, включая, но не ограничиваясь ими (IEEE 802.11/802.11p/802.11ах, IEEE 1609.x, ETSI ITS-G5). Кроме того, LBX-RSU может быть интегрировано в сеть Интернет для обеспечения удаленного управления и предоставления мобильным пользователям услуг информационных приложений (мультимедиа), предоставляемых поставщиками услуг. LBX-RSU также могут быть объединены с местными системами управления дорожным движением для предоставления услуг по управлению дорожным движением транспортным средствам (общественный транспорт, спецтехника) и другим мобильным устройствам.
Придорожное устройство LBX-RSU поддерживает функции маршрутизации, передачи, приёма и обработки потоков данных, идущих от телекоммуникационного центра (Сервисного ядра ИТС) к OBU или другому OBU и обратно.
RSU выполняет две основные коммуникационные функции в системе:
- обеспечение IPv4/IPv6-доступа к удаленным сетевым хостам;
- трансляцию сообщений (хранение и повтор или немедленная передача), как определено в SAE J2735, ETSI ITS-G5.
В отличие от OBU и др. элементов функциональной структуры станций ИТС (см. рисунок 2), RSU не генерирует сообщения с предупреждениями и рекомендациями от инфраструктуры водителю.
Структурная схема аппаратной части LBX-RSU приведена на рисунке 6.
Ключевым элементом LBX-RSU является блок радиодоступа, который содержит следующие элементы: базовый модуль, модуль приемо-передающий DSRC, модуль приемо-передающий БШД, модуль навигационный.
Базовый модуль является основным элементом LBX-RSU. Базовый модуль представляет собой одноплатный компьютер, выполняющий функции маршрутизатора, обеспечивающего организацию обмена информацией по доступным радиоинтерфейсам, а также подключение к Ядру сети ИТС. Базовый модуль обеспечивает взаимодействие внешних устройств (например, LBX-OBU) с LBX-RSU через радиоканал, а также объединяет все радиомодемы, навигационный модуль, датчики и сетевые интерфейсы.
Модуль приемо-передающий DSRC – радиоэлектронное устройство с установленным специальным программным обеспечением, которое обеспечивает реализацию стандарта DSRC (IEEE 802.11p) и выступает в качестве связующего звена между оборудованием DSRC.

Модуль приемо-передающий БШД – радиоэлектронное устройство, предназначенное для взаимодействия с сетями БШД семейства стандартов IEEE 802.11, с целью предоставление телекоммуникационных услуг, таких как передача данных, голосовая связь, передача видео, а также предоставления дополнительных сервисов пользователям ИТС.
Модуль навигационный – радиоприемное устройство для определения географических координат текущего местоположения антенны приёмника. Модуль навигационный позволяет вычислять и передавать поправки для навигационных решений по каналам связи (DSRC) согласно протоколу RTCM (режим RTK).
Модуль контроля состояния изделия – состоит из набора световых индикаторов и служит для выведения на переднюю панель изделия информации о его состоянии.
Антенны DSRC, БШД, ГНСС – устройства, предназначенные для обеспечения радиопокрытия определенной зоны пространства на основе спецификаций IEEE 802.11p, IEEE 802.11ax, а также приема сигналов ГНСС.
Основные особенности изделия
Возможность работы при децентрализованном подключении к ИТС (подключение непосредственно к элементам ИТС, например, к контроллерам светофоров и т. п.) и при централизованном подключении к ИТС через АПК Сервисное ядро ИТС.
Поддержка стандартизованных IEEE протоколов управления мобильностью: 802.11f (Протокол обмена данными между точками доступа), 802.11k (Управление радиоресурсами), 802.11r (Быстрый роуминг), 802.11v (Организация управления беспроводной сетью), 802.11u (Взаимодействие с сетями мобильной связи).
Внешний вид придорожного устройства LBX-RSU показан на рисунке 7.

с двумя боковыми панельными
антеннами КУ = 14 dBi

Поддержка протоколов маршрутизации ad-hoc сетей.
Возможность подключения к транспортным сетям различных видов – проводным, беспроводным.
Поддержка режима ретрансляции сигнала для сокращения количества точек подключений к транспортной сети (mesh).
Возможность программной реализации дополнительных функций для обеспечения специальных и нестандартных режимов работы.
Возможность работы как от централизованной системы электропитания, так и от автономных источников электропитания (солнечных батарей, ветрогенераторов и др.).
Технические характеристики LBX-RSU соответствуют требованиям, изложенным в приложении к решению ГКРЧ от 10 марта 2011 г. N 11-11-01-2 и «Общим техническим требованиям к сетям мобильного беспроводного широкополосного доступа Федеральной системы транспортной телематики», утвержденном распоряжением Минтранса России 30 октября 2019 года. Технические характеристики LBX-RSU представлены в таблице 2.

ПО LBX-RSU (LBX-RSU-SSW v2.0) состоит из двух частей: CПО Стек ИТС и СПО поддержки БШД.
CПО Стек ИТС предназначено для:
- сбора информации для V2X сообщений, формирования сообщений V2X и их распространения между устройствами OBU и RSU, а также взаимодействия с Сервисным ядром ИТС;
- фильтрации, сбора и хранения информации, полученной из V2X сообщений;
- выполнения приложений безопасности и эффективности дорожного движения на базе анализа данных V2X сообщений и информации о станции ИТС;
- предоставления доступа пользователя к конфигурации ПО;
- генерации лицензионного ключа на базе MAC адреса V2X радио интерфейса целевого устройства (описание генератора лицензии приведено в приложении 4).
Основные функциональные части CПО Стек ИТС:
- 1) приложения:
- предупреждение столкновений (CRW);
- безопасности движения (RHW);
- эффективности дорожного движения.
- 2) основные сервисы обеспечения;
- 3) сервис позиционирования и времени;
- 4) сервис состояния и статуса станции;
- 5) картографический сервис;
- 6) локальная динамическая карта;
- 7) сервисы сетевого и транспортного уровней;
- 8) сервис управления;
- 9) сервис взаимодействия с backend (Сервисным ядром ИТС).
В основе функционирования ПО лежит генерация и обработка V2X сообщений различных сервисов и приложений. За географически ориентированный обмен сообщениями между станциями отвечают сервисы сетевого и транспортного уровней, в частности Geo Networking сервис. Сервисы также обеспечивают выделение отдельного порта и приоритета передачи для каждого типа сообщений.
За генерацию V2Х сообщений, их кодирование в соответствии со спецификациями (ETSI TS 103 301, ETSI EN 302 637-2, ETSI EN 302 637-3, указанные в разделе 2) отвечают основные сервисы обеспечения. Сервисы передают закодированные сообщения на сетевой и транспортный уровни. Сервисы обрабатывают входящие сообщения, проверяют их актуальность для станции, для чего они могут запрашивать текущее состояние станции у Station Status Service. В результате обработки входящих сообщений, полученная из них информация (положение и состояние окружающих станций, информация о фазах светофоров, данные о дорожных событиях и т. д.) передается в Local Dynamic Map для хранения, а также в картографический сервис.
Map service обеспечивает наличие актуальных данных о топологии окружающей дорожной среды, в том числе информацию о фазах работы светофоров, если она доступна. Карта постоянно обновляется с проверкой актуальности сегментов, для чего запрашивается положение станции у Station Status Service. Данные сервиса используются для определения положения станции и других объектов на топологии дорог.
Local Dynamic Map обеспечивает хранение валидных данных, поступающих от сервисов, а также доступ к этой информации по подписке или по запросу. В частности, приложения в Local Dynamic Map на конкретные типы данных. Эти данные периодически передаются приложениям.
Приложения получают информацию из Local Dynamic Map, а также от приборов GNSS и других датчиков, через Station Status Service. Полученная информация используется для выполнения сценариев предупреждения продольных столкновений, столкновений на перекрестке, предупреждения об опасности, дорожных событиях и т. д. Приложения могут генерировать запросы к сервисам на формирование V2Х сообщений.
Management entity обеспечивает контроль за работой всех сервисов, позволяет запускать, останавливать и менять конфигурацию отдельных сервисов и приложений по команде от backend или HMI.
На LBX-RSU также присутствует backend gateway – сервис, обеспечивающий соединение с сервисной платформой и обработку всех запросов со стороны backend. Backend gateway отвечает за логирование V2Х сообщений на Сервисное ядро ИТС.
За определение координат станции и спутникового времени отвечает Positioning and timing service. Приемник ГНСС, установленный в LBX-RSU, функционирует в режиме навигационной базы, позволяющей генерировать поправки для обеспечения включения на роверах, установленных в LBX-OBU, режим RTK.
СПО поддержки БШД состоит из следующих составных частей и реализует следующие функции:
- 1) Драйвер модуля приемо-передающего БШД:
- поддержка стандарта Wi-Fi 6;
- обеспечение рабочих режимов точки доступа;
- обеспечение бесшовного хэндовера с помощью контроллера радиосети;
- поддержка функций безопасности, таких как WPA3 и Enhanced Open, обеспечивающих защиту сети БШД.
- 2) СПО управления конфигурацией:
СПО выполняет функции управления параметрами модуля БШД и взаимодействия с Ядром сети ИТС. СПО реализует клиентскую часть (программу агент) на изделии для получения от контроллера радиосети параметров и их трансляции в настройки радио интерфейсов, а также для отправки статистик и сообщений на контроллер радиосети. - 3) Интерфейс взаимодействия с пользователем (графический web-интерфейс HTTP/ HTTPS):
Данное СПО обеспечивает оператора системой средств для взаимодействия с ПО посредством связи всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.) с СПО API.
Управление LBX-RSU возможно не только с использованием графического web-интерфейса. Возможно использование CLI для управления изделием, в том числе и удаленно посредством протоколов SSH, Telnet. - 4) СПО обеспечения QoS включает:
- маркировка и передача пакетов данных в соответствии с IEEE 802.11e (WMM);
- сервисы для шейпинга трафика и его маркировки (tc и iptables).
- 5) СПО обновления ПО:
СПО поддерживает возможность удаленного ручного и автоматического обновления СПО и прошивок аппаратной части.
СПО обеспечивает обновление прошивок изделий в автоматическом (с инициализацией через Ядро сети ИТС) и ручном (локально или удаленно) режиме. Удаленное обновление обеспечивается посредством подключения к защищенному каналу связи до устройства или к Ядру сети ИТС для обеспечения централизованного обновления СПО и прошивок аппаратной части. - 6) СПО управления световыми идентификаторами:
СПО управления световыми идентификаторами точки доступа обеспечивает контроль состояния изделия.
Сертификат соответствия ОС-2-РД-1625 до 28 июня 2027 (Приложение 1). Условия применения средств связи – на ССОП в качестве БС (точек доступа) сетей радиодоступа технологии закрытых систем. Декларация ЕАС о соответствии со сроком действия до 13.06.2029 г. (Приложение 2).
3.1.2. Бортовое оборудование LBX-OBU (АПК бортового оборудования ИТС)
Бортовое оборудование LBX-OBU или АПК бортового оборудования ИТС (АПК БО ИТС) или приемо-передающий мобильный модуль (ППММ) относится к радиоэлектронным средствам (РЭС) ИТС, устанавливается внутри транспортного средства и осуществляет обмен (передачу, прием, ретрансляцию) сообщениями с другим бортовым или придорожным оборудованием посредством радиосвязи DSRC, а также возможно опциональное использование других средств связи Wi-Fi, LTE, 5G.
Типовая схема размещения OBU в легковом автомобиле представлены на рисунке 8.

LBX-OBU, согласно функциональной структуре станций ИТС (см. рисунок 2), поддерживает функции маршрутизации, передачи, приёма и обработки потоков данных, идущих от телекоммуникационного центра (Сервисного ядра ИТС) к БО, а также выполняет функции шлюза для подключения периферийного БО (электронных блоков управления) к Сервисному ядру ИТС. OBU может создавать сообщения с предупреждениями и рекомендациями водителям других ТС.
Структурная схема аппаратной части LBX-OBU приведена на рисунке 9.

Основным элементом LBX-OBU является блок радиодоступа, который содержит следующие элементы: базовый модуль, модуль приемо-передающий DSRC, модуль приемо-передающий БШД, модуль навигационный, модуль CAN.
Модуль приемо-передающий DSRC – радиоэлектронное устройство с установленным специальным программным обеспечением, которое обеспечивает реализацию стандарта DSRC (IEEE 802.11p) и выступает в качестве связующего звена между оборудованием DSRC.
Модуль приемника сигналов ГНСС – радиоприемное устройство для определения географических координат текущего местоположения антенны приёмника. Модуль ГНСС позволяет принимать поправки для навигационных решений по каналам связи (DSRC) согласно протоколу RTCM (режим RTK).
Модуль БШД – радиоэлектронное устройство, предназначенное для взаимодействия с сетями БШД семейства стандартов IEEE 802.11, с целью предоставление телекоммуникационных услуг, таких как передача данных, голосовая связь, передача видео, а также предоставления дополнительных сервисов пользователям ИТС.
Модуль CAN для чтения CAN-шины ТС с целью получения эксплуатационно-технических параметров ТС.
Интерфейсный блок человек-машина (HMI) – представляет собой платформу для запуска СПО и отображения предупреждений и информации водителю о событиях на дороге, картографической информации, информации о дорожных знаках и т.д. Как правило в этом качестве может быть использован смартфон или планшет с ОС Android и установленным СПО.
Основные особенности изделия
Поддержка операционной системы специального назначения Linux Special Edition позволяет обеспечить защиту конфиденциальной информации.
Радиоинтерфейс основан на реализации радиотехнологий DSRC, CALM M5, ITSC G5.
В LBX-OBU обеспечивается поддержка дополнительных радиокарт, позволяющих повысить устойчивость связи.
Расчетная дальность связи: до 2 км.
Высокая степень защищенности IP65 позволяет гарантировать работу в экстремальных температурных условиях, при сильных механических воздействиях, во время дождя или снегопада.
Предусмотрено расширение стандартных функциональных возможностей за счет применения дополнительных модулей расширения – датчики температуры, влажности, давления и др.
Поддержка протоколов маршрутизации ad-hoc сетей.
Возможность подключения внешней аккумуляторной батареи высокой емкости, позволяет оставаться на связи в случае проблем с системой бортового электропитания.
Внешний вид бортового устройства LBX-OBU показан на рисунке 10.



Возможность программной реализации дополнительных функций для обеспечения специальных и нестандартных режимов работы.
Технические характеристики LBX-OBU представлены в таблице 3.

ПО LBX-OBU (LBX-OBU-SSW v2.0) представляет собой набор программ: мобильного приложения для запуска на HMI (операционная система (ОС) Android) и СПО Стек ИТС для блока радиодоступа.
CПО Стек ИТС во многом аналогичен СПО, установленном на LBX-RSU, имеет то же назначение, выполняет аналогичные функции, но обладает своими особенностями, которые отражены в составе основных функциональных частей ПО:
- 1) приложения:
- предупреждение столкновений (CRW);
- безопасности движения (RHW);
- эффективности дорожного движения.
- 2) сервис HMI;
- 3) основные сервисы обеспечения;
- 4) сервис позиционирования и времени;
- 5) сервис состояния и статуса станции;
- 6) картографический сервис;
- 7) локальная динамическая карта;
- 8) сервисы сетевого и транспортного уровней;
- 9) сервис управления.
Сервис позиционирования CПО Стек ИТС позволяет получить поправки от LBX-RSU с использованием сервиса GPC (ETSI TS 103 301) и использовать режим RTK с высокоточным определением координат LBX-OBU.
Иллюстрация интерфейса СПО Стек ИТС представлена на рисунке 11.


СПО Мобильное приложение предназначено для:
- отображения на дисплее мобильного устройства водителя информации о дорожных событиях на основе данных, поступающих от СПО Стек ИТС, запущенного на OBU, и из веб-интерфейса АРМ Сервисного ядра ИТС;
- задания водителем состояния указателей поворотов и проблесковых маячков транспортного средства, запросов о приоритетном проезде и передачи этой информации в СПО Стек ИТС, запущенный на OBU.
Управление и QoS:
- протоколы управления: SSH, Telnet;
- обеспечение бесшовного хэндовера с помощью контроллера радиосети;
- поддержка протоколов IEEE 802.1p/IEEE 802.11e;
- аутентификация и авторизация в сети с помощью пароля или сертификата.
Технические характеристики LBX-OBU соответствуют требованиям Решения ГКРЧ от 10 марта 2011 г. № 11-11-01-2 и «Общим техническим требованиям к сетям мобильного беспроводного широкополосного доступа Федеральной системы транспортной телематики», утвержденным распоряжением Минтранса России 30 октября 2019 года. Декларация о соответствии средств связи зарегистрирована в Минцифры России 25.06.2024 г. Рег. №Д-МДРД-12061.
Декларация ЕАС о соответствии действует до 13.06.2029 г. (Приложение 3).
3.2. АПК Ядро сети ИТС
Аппаратная часть ядра состоит из нескольких серверных блоков и агрегирующих коммутаторов уровня L2+, L3 для подключения серверов и внешних сетей, а также коммутаторов сети доступа придорожной инфраструктуры (LBX-RSU). Серверное оборудование Ядра сети ИТС предназначено для установки на него СПО и включает одиннадцать выделенных серверов, которые размещаются в стандартных телекоммуникационных шкафах 600 х 900 мм, а именно:
- пять выделенных серверов виртуальных машин Proxmox (серверы Proxmox-01, Proxmox-02, Proxmox-03, Proxmox-04, Proxmox-05);
- три выделенных сервера баз данных (серверы Dedicated_Server_DB-01, Dedicated_Server_DB-02, Dedicated_Server_DB-03);
- один выделенный сервер Zabbix (сервер Zabbix_srv);
- два выделенных сервера для балансировки нагрузки (HAProxy-01 и HAProxy-02);
- сетевое оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы и шасси).
Количество серверных блоков и их соединение зависит от функциональности Ядра сети ИТС, ёмкости абонентских устройств и принятых решений по резервированию.
Для повышения надёжности сети беспроводного доступа ядро обеспечивает поддержку двойного резервирования придорожных устройств и коммутационного оборудования. Высокий уровень доступности функций АПК Ядра сети ИТС обеспечивают 4 сервера. Для балансировки нагрузки первая пара серверов является основным для системы управления и безопасности (функции Firewall/DMZ, AAA, SNMP, TR-069) и резервным для информационных приложений (DHCP, DNS, SIP).
Схема реализации АПК Ядра сети ИТС представлена на рисунке 12.

Программной частью АПК является СПО Ядра сети ИТС системы DSRC-R, которое представляет собой набор платформ для создания инфокоммуникационной инфраструктуры (ИКТ), обеспечивающей возможность реализации широкого диапазона мультисервисных услуг для операторов выделенных, технологических сетей связи.
СПО Ядра сети ИТС, включает следующий набор систем:
- систему управления и мониторинга;
- контроллер радиосети Wi-Fi;
- систему обеспечения безопасности сети (серверы авторизации, аутентификации и учета (серверы AAA), серверы управления политиками сети, устройства анализа и фильтрации трафика);
- систему предоставления мультисервисных услуг связи (DHCP, DNS);
- систему прикладных приложений (специальное программное обеспечение).
Следует отметить, что добавление в настоящую реализацию АПК Ядра сети ИТС устройств сопряжения с сетью IMS, позволит обеспечить простоту интеграции с элементами ССОП, существующими сетями технологической связи, возможность реализовывать широкий набор приложений, отвечающих потребностям пользователя.
СПО Ядра сети ИТС управляет всеми компонентами системы DSRC-R, включая бортовое оборудование DSRC-R (LBX-OBU). СПО Ядра сети ИТС обеспечивает предоставление голосовой связи и передачи данных между абонентами, находящимися в зонах покрытия сетей доступа, и внешними пользователями (абоненты ТФОП, пользователи Интернет, сотрудники компании грузо или пассажирских перевозок и т.п.).
Функциональные компоненты программной части Ядра сети ИТС реализованы в виде комплекта СПО, включающего:
- СПО Контроллер радиосети;
- СПО безопасности передачи данных;
- СПО конфигурации DHCP;
- СПО конфигурации DNS и ENUM;
- СПО мониторинга состояния элементов сети связи;
- СПО мультисервисных услуг связи;
- СПО глубокого анализа пакетов данных;
- СПО для обнаружения и предотвращения сетевых атак;
- СПО хранения данных;
- СПО управления пользователями ядра;
- СПО центр сертификации;
- СПО АПК классификации и приоритизации сетевого трафика;
- Комплекс вспомогательных средств для управления СПО:
- API конфигурирования СПО безопасности передачи данных и СПО конфигурации DHCP;
- Централизованное хранилище данных сетевого трафика и аккаунтинга;
- Механизм бекапирования ПО;
- Механизм блокировки/разблокировки;
- Механизм рассылки сообщений;
- Универсальную среду для формирования гибких отчетов.
Управление СПО Ядра сети ИТС выполняется с помощью Комплекса вспомогательных средств для управления СПО. Комплекс предназначен для автоматизации управления СПО, входящим в состав Ядра сети ИТС, а также дополнения СПО функциями, повышающими эффективность эксплуатации Ядра сети ИТС. Управление СПО выполняется посредством генерации конфигурационных файлов с поддержкой всех допустимых наборов параметров соответствующего СПО.
Отдельным важным элементом управления АПК Ядро сети ИТС является СПО Контроллер радиосети, которое предназначено для организации централизованных Wi-Fi сетей и управления точками доступа Wi-Fi, входящих в состав LBX-RSU. Контроллер позволяет осуществлять централизованную настройку точек доступа, настройку сетей, резервирование настроек контроллера, обновление точек доступа, поддержку бесшовного роуминга и т.д.
Интерфейс контроллера представлен на рисунках 13 и 14.


Система мониторинга построена на базе свободно распространяемого ПО Zabbix (рисунки 15 и 16). Она обеспечивает мониторинг основных метрик, характеризующих состояние сетевого оборудования, серверов и виртуальных машин, системы обеспечения безопасности сети, мульти-сервисных услуг связи, контроль параметров базовых станций (ППСМ) и абонентских станций (АПК БО ИТС), связанных с встроенной операционной системой (ОС) и радиоинтерфейсами.


Базовый вариант АПК Ядра сети ИТС обеспечивает следующие характеристики:
- поддержку работы до 10 тыс. одновременно подключенных абонентов (пользователей) с возможностью масштабирования Изделия для поддержки до 1 млн. одновременно подключенных абонентов;
- пропускную способность элементов Ядра сети ИТС – до 10 Гбит/с на модуль;
- АПК ядро сети ИТС представляет собой совокупность виртуальных машин, функционирующих на выделенных (физических) серверах под управлением системы виртуализации proxmox. На каждой виртуальной машине установлена операционная система Linux Enterprise Server, а также одно или несколько СПО из вышеприведенного перечня.
3.3. АПК Сервисное ядро ИТС
АПК Сервисное ядро ИТС предназначено для обеспечения реализации сервисов ИТС, мониторинга состояния элементов сети ИТС, и взаимодействия с внешними системами.
Основой АПК является СПО Сервисное ядро ИТС, содержащее три компонента:
- СПО Ядро сети V2X;
- СПО создания и редактирования специализированных слоев дорожной инфраструктуры цифровых карт местности;
- СПО информационно-аналитической обработки данных.
СПО Ядро сети V2X предназначено для:
- 1) обеспечения постоянной связи с RSU;
- 2) обмена сообщениями V2X с RSU;
- 3) визуализации дорожной обстановки на АРМ на базе V2X-сообщений, полученных от RSU;
- 4) задания дорожных событий через веб-интерфейс АРМ и передачи их в RSU;
- 5) загрузки информации о дорожных знаках через веб-интерфейс АРМ и передачи ее в RSU;
- 6) загрузки информации о топологии дорожной сети через веб-интерфейс АРМ и передачи ее в RSU;
- 7) накопления данных о дорожной обстановке и инфраструктурной информации о дорожных событиях в СПО Сервисное ядро ИТС.
Внешний вид интерфейса СПО Ядро сети V2X представлен на рисунках 17-19.



СПО создания и редактирования специализированных слоев дорожной инфраструктуры цифровых карт местности (рисунок 20) реализует:
- 1) ввод информации о дорожных знаках через веб-интерфейс АРМ;
- 2) получение информации о дорожных знаках из АРМ с помощью REST-интерфейсов;
- 3) сохранение полученной из АРМ информации о дорожных знаках;
- 4) генерацию файлов IVIM на основе полученной из АРМ информации о дорожных знаках;
- 5) обмен информацией с ядром сети V2X.

СПО информационно-аналитической обработки данных состоит из трех основных компонентов:
- 1) сервис ETL, который предназначен для обеспечения потоковой обработки и сохранения информации, поступающей от RSU (сообщений CAN, DENM и сообщений о статусе) выполнения операции асинхронной вставки данных в базу данных;
- 2) компонент расчета метрик и показателей качества работы RSU, который позволяет реализовать аналитическую последовательность операций обработки данных для формирования метрик и показателей, обеспечивать конфигурацию частоты расчета метрик и глубины (интервала времени) для аналитической последовательности, производить расчет следующих метрик с историческим накоплением значений и сохранять вычисленные значения метрик и показателей в базе данных;
- 3) компонент визуализации метрик и показателей, который обеспечивает визуализацию накопленных метрик и показателей качества работы RSU, просмотр витрин данных с виджетами, возможность выбора временного интервала для визуализации.
Интерфейс СПО представлен на рисунке 21.

4. Реализация и опыт использования
4.1. Сеть МШБД LBX-R (Labics) на автодороге А-181 «Скандинавия»
Выполнение работ по обеспечению покрытия сети мобильного беспроводного широкополосного доступа (МШБД) на автодороге А-181 «Скандинавия»: Санкт-Петер-бург – Выборг – граница с Финляндской Республикой на участке км 47+571 – км 65+000.
Заказчик – Министерство транспорта Российской Федерации.
Сеть МБШД автодороги А-181 «Скандинавия» является технологической сетью, выполняющей функции сбора, обработки и передачи телематической информации в интересах транспортного комплекса Российской Федерации, включая возможность применения беспилотных ТС и ТС, управляемых в ручном режиме с ассистирующей системой, подключённой к ИТС, а также в режиме без использования специализированной придорожной инфраструктуры и высокоточной картографии – «автономном режиме».
Создание технологической сети связи в полосе радиочастот 5855-5925 МГц в соответствии требованиями заказчика:
- 1) поставка оборудования 12-ти базовых станций и монтаж;
Фотографии мест установки LBX-RSU-59 (Labics) на опорах осветительной сети А-181 в точках созданной инфраструктуры ИТС (электропитание, климатический шкаф, линии СПД) приведены на рисунке 22.Рисунок 22 – Установка придорожных станций LBX-RSU-59 на опорах осветительной сети А-181 - 2) проведение натурных испытаний технологических решений обеспечения высокоскоростной и надежной связи;
- 3) разработка программы опытной эксплуатации и проведение опытной эксплуатации в увязке с интеллектуальными транспортными системами с поддержкой функций и сервисов:
- протокола обмена V2X сообщениями на сетевом уровне,
- сервис GN – Geo Networking,
- протокола обмена V2X сообщениями на транспортном уровне,
- сервис BTP – Basic Transport Protocol,
- сервис CA – Cooperative Awareness Basic Service (базовый сервис кооперативной осведомленности),
- сервис DEN – Decentralized Environmental Notification Basic Service (сервис децентрализованного информирования об окружении),
- сервис LDM – Local Dynamic Map (локальная динамическая карта c поддержкой сообщений типа DENM и CAM),
- сервис RLT – Road and Lane Topology (топология дорог и полос),
- сервис TLM – Traffic Light Maneuver (маневрирование на светофоре),
- сервис StaPropSvc – Station Properties service (сервис хранения и обновления параметров станции ИТС),
- сервис EFCD – Extended vehicle floating car data (расширенная информация о движущихся ТС),
- приложения RHS – Road Hazard Signalling (сервис взаимодействия с Сервисным ядром ИТС),
- сервис WebSocket (CAM, MAP, SPaT),
- приложение TLV,
- приложение ICRW,
- сервис IVI,
- предупреждение об опасности на дороге, в части выполнения сценариев:
- предупреждение о движении автомобиля экстренных служб;
- предупреждение о медленно движущемся ТС;
- предупреждение об экстренном торможении впереди движущего ТС;
- предупреждение о наличии в направлении по ходу движения неподвижного ТС по причине дорожно-транспортного происшествия (ДТП);
- предупреждение о наличии в направлении по ходу движения неподвижного ТС по причине неисправности транспортного средства;
- предупреждение об условиях дорожного движения – затор;
- предупреждение о месте проведения дорожных работ;
- предупреждение о приближении к опасному месту;
- предупреждение об атмосферных осадках;
- предупреждение об условиях сцепления с дорогой;
- предупреждение о недостаточной видимости;
- предупреждение о силе и направлении ветра.
4.2. Пилотная (тестовая) зона сети связи DSRC в г. Москве
Пилотная (тестовая) зона сети связи DSRC в г. Москве создана совместно с АО «МаксимаТелеком» с целью экспериментальной оценки основных и дополнительных функциональных характеристик оборудования DSRC в условиях городской застройки и движения ТС.

б)

а) карта с расчетом зон обслуживания двух придорожных станций LBX-RSU-59;
б) карта из интерфейса СПО Сервисное ядро ИТС с информацией о LBX-RSU-59.
В ходе испытаний оборудования в рамках пилотной зоны сети связи DSRC было проверено несколько сценариев:
- 1) В СПО Сервисное ядро ИТС были созданы и переданы на RSU и OBU соответственно события:
- Опасный поворот (Опасная кривая).
- Дорожные работы.
- Дорожно-транспортное происшествие.
Результат. Соответствующее предупреждающее сообщение на экране интерфейса пользователя (HMI) (рисунок 24).
Рисунок 24 – Интерфейс пользователя с событием «Опасный поворот». - 2) На одном из OBU, находящимся внутри/вне зоны действия RSU, с использованием интерфейса пользователя создается событие «Затор на дороге».
Результат. При вхождении второго OBU в зону действия события «Затор на дороге» (Пробка) должно появиться соответствующее предупреждающее сообщение на экране интерфейса пользователя (HMI).
Рисунок 25 – Интерфейс пользователя с событием «Затор на дороге» (Пробка). - 3) На одном из OBU, находящимся внутри/вне зоны действия RSU, при выполнении экстренного торможения, автоматически создается событие «Экстренное торможение».
Результат. При вхождении второго OBU в зону действия события «Экстренное торможение» не позднее 5 секунд после его создания, должно появиться соответствующее предупреждающее сообщение на экране интерфейса пользователя (HMI).
Рисунок 26 – Интерфейс пользователя с событием «Экстренное торможение». - 4) Проверка голосовой и видеосвязи между абонентами, находящимися в транспортных средствах (OBU – OBU).
Результат. Успешная передача голосового и видеовызова и видео со смартфона пассажира на экране интерфейса пользователя (HMI) – водителя.
Заключение
Выполнение современных требований по обеспечению безопасности движения транспорта обуславливает необходимость решения задач обмена информацией за счет сплошного покрытия транспортной инфраструктуры и предоставления сервисов телематики и непрерывного контроля перевозки грузов, мониторингу и управлению техническим состоянием объектов транспортной инфраструктуры и транспортными средствами.
Разработанная система беспроводного широкополосного доступа LBX-R обеспечивает реализацию в ИТС базовых приложений и сервисов ITS-G5:
- приложения, связанные с обеспечением сохранения жизни (safety applications);
- приложения, связанные с обеспечением эффективности дорожного движения (traffic management applications);
- информационно-развлекательные приложения и сервисы (infontainment applications).
Таким образом, система LBX-R ключевой элемент информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность реализации ИТС Федеральной сети транспортной телематики, а также оказания мультисервисных услуг в выделенных, технологических сетях связи широкополосной беспроводной передачи голоса и данных, включая возможность оперативной аудио- и видеосвязи с конкретным ТС.
Литература
- 1. EN 302 663 – V1.3.0 – Intelligent Transport Systems (ITS); ITS-G5 Access layer specification for Intelligent Transport Systems operating in the 5 GHz frequency band. – https://www.etsi.org/deliver/etsi_en/302600_302699/302663/01.03.00_20/en_302663v010300a.
- 2. EN 302 636-1 – V1.2.1 – Intelligent Transport Systems (ITS); Vehicular Communications; GeoNetworking; Part 1: Requirements. – https://www.standict.eu/sites/default/files/2021-01/en_30263601v010201p_0.
- 3. Wi-Fi Alliance® introduces Wi-Fi 6 | Wi-Fi Alliance – https://www.wi-fi.org/news-events/newsroom/wi-fi-alliance-introduces-wi-fi-6.
- 4. Григорьев В.А., Распаев Ю.А., Хворов И.А., Тараканов С.А. Протоколы беспроводной сети связи на основе технологии DSRC для транспортных средств //журнал Электросвязь – 2014, №1, с.16-21.
- 5. Григорьев В.А., Кузнецов В.И, Распаев Ю.А., Хворов И.А. Особенности построения сети передачи данных на основе технологии DSRC в городских условиях//журнал Электросвязь – 2014, №1, с.22-24.
- 6. ГОСТ Р ИСО 14813–1–2011. Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Ч. 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы.
- 7. TS 102 940 – V1.1.1 – Интеллектуальные транспортные системы (ИТС); безопасность; архитектура безопасности коммуникаций ИТС и управление безопасностью. – https://archive.org/details/etsi_ts_102_940_v01.01.01/page/n7/mode/2up.
- 8. ETSI – EN 302 665 – Intelligent Transport Systems (ITS); Communications Architecture | GlobalSpec. – https://standards.globalspec.com/std/1284483/en-302-665.
- 9. ETSI TS 101 539-2 V1.1.1 (2018-06) – ETSI TS 101 539-2 V1.1.1 (2018-06). – https://cdn.standards.iteh.ai/samples/35192/4e30028ac0f248b18fb8502e0b2b5a5f/ETSI-TS-101-539-2-V1-1-1-2018-06-.pdf.
- 10. ETSI TS 101 539-1 V1.1.1 (2013-08) – ETSI TS 101 539-1 V1.1.1 (2013-08). – https://cdn.standards.iteh.ai/samples/35112/c4b13891f4ab430992b1b9c471828fd9/ETSI-TS-101-539-1-V1-1-1-2013-08-.pdf.
- 11. ETSI – TS 101 539-3 – Intelligent Transport Systems (ITS); V2X Applications; Part 3: Longitudinal Collision Risk Warning (LCRW) application requirements specification | GlobalSpec. – https://standards.globalspec.com/std/1644255/TS%20101%20539-3.